Шуя
главная
Опубликовано: 2013-01-28
Шуя славна не только своими князьями, тканями и водкой. Хотя и этой триады немало для сравнительно небольшого города. Города не просто по статусу. Есть что-то неуловимо городское, даже чуть аристократическое, в регулярной планировке, тактично скорректированой из уважения к сложившемуся ранее средневековому плану и свободным линиям берегов Тезы. Памятники класссицизма, весьма многочисленные, придают известную строгость улицам и площадям. Однако здесь не ощущается холода Петербурга: эпохи эклектики и модерна внесли своеобразную теплоту и затейливость. Городская среда Шуи особенно контрастирует с хаотической планировочной структурой соседнего Иванова, которая напоминает разве что о нескольких больших селах, давших в XIX веке начало теперешнему областному центру.

Шуя же значительно старше. По части древности в Ивановской области с ней могут поспорить разве что Юрьевец и Плес. Шуяне уверены, что их город значительно древнее принятой официальной даты основания города - 1539. Дата, кстати, весьма неудачная: под этим годом (7047 от сотворения мира) в Никоновской летописи упоминается о разорении Шуи казанцами во времена правления хана Сафы-Гиреея.

"И воевали Казанцы в те годы по украйнам государя нашего, никем возбраняемы, и много христианства погубиша и грады пусты сотвориша. А воевали Казанцы грады и пусты сотворили: Новгород Нижний, Муром, Мещеру, Гороховенц, Балахну, половину Володимера, Шую, Юрьев Вольской, Кострому, Заволжье, Галич со всем, Вологду, Тотьму, Устюг, Пермь, Вятку, многими приходы во многие лета, донележе Бог государем нашим избави от них". Правда, из летописи неясно, в который в точности год ("в те годы") было учинено разорение Шуи, но, как говорится, осадок остается.

Город, безусловно, существовал и раньше, однако документальные сведения об этом обнаруживаются в источниках не вполне достоверных. О Шуе - пишет А.В.Экземплярский - которая только и дала князьям суздальско-нижегородским фамилии с прибавками по личным прозвищам князей, говорить нужно было бы много, но в конце концов нельзя было бы определить ее значения, так как краткие баснословные сказания о ней не таковы, как о других старых городах (чтобы хоть не очень ясное понятие дать о значении города): она была каким-то собирательным именем для всех собственно суздальских князей, начиная с Кирдяпы и Семена Димитриевича. И далее: "Дело в том, что у Татищева под 1394 г. есть известие, что Василий Димитриевич ходил к Нижнему Новгороду на Василия Кирдяпу и брата его Семена "и выведя их, даде им град Шую" Насколько можно верить Татищеву, вопрос дискуссионный, однако, поскольку автору первой русской истории, в общем-то, не было особого резона сочинять что-то специально про Шую, можно в первом приближении отодвинуть год основания города по крайней мере еще на полтора века в прошлое.

Все же шуянам хочется обнаружить более надежные свидетельства древности своего города. Надо копать - решили местные энтузиасты. И вот на территории бывшего шуйского кремля были проведены археологические раскопки (скорее - предварительная разведка). Собранные артефакты, судя по всему, пока не помогли установить более или менее достоверную датировку, разве что радиоуглеродный метод показал дату не позднее 1400 (что вроде бы согласуется с Татищевым). Однако точность радиоуглеродного метода, в особенности для столь коротких отрезков времени, весьма условна и сравнима разве что с достоверностью татищевской Истории. Так что вопросы пока остаются, хотя, возможно, будущие раскопки позволят сказать нечто более определенное. Сейчас о средневековом прошлом напоминают разве что валы крепости да пруд на месте бывшего рва рядом с музеем Бальмонта. Между прочим, в музее имеется интересная трехмерная модель-реконструкция шуйской крепости (конечно же, не времен Василия Кирдяпы, а намного более поздней)

История, которую и поныне можно увидеть на улицах города, началась с середины XVIII века. Никольский собор, стоящий на кромке плато над долиной Тезы был построен взамен сгоревшего в 1756 году. Сейчас он почти незаметен в тени большого Воскресенского собора, строительство которого относится уже к концу XVIII века. А 1810 году, чуть южнее, итальянский архитектор Я.Маричелли начал строительство знаменитой шуйской колокольни. В 1819 году недостроенная колокольня рухнула, и дальнейшее строительство проводил крестьянин Михаил Саватеев под руководством владимирского губернского архитектора Петрова. Колокольня необыкновенно красива, видна почти отовсюду и по праву считается символом города. Ее высота со шпилем - 106 метров.

Регулярный план Шуи был утвержден в 1788 году и начал воплощаться в жизнь после пожара 1792 года. В XIX веке Шуя строилась весьма интенсивно. Прежде деревянный, город теперь застраивался и каменными домами; уже в 1825 году их насчитывалось 35. Весь XIX век и начало XX века Шуя оставалась динамично развивающимся промышленным и торговым городом, поэтому здесь множество домов периода эклектики, а также несколько образцов модерна и неоклассики. Интересно, что шуйская неоклассика ближе модерну, хотя данью собственно классике остаются заимствованные архитектурные формы и симметрия.

Из построек советского времени заслуживают внимания конструктивистские здания фабрики-кухни и жилого дома на площади Фрунзе. Оба сооружения находятся сейчас не в лучшей кондиции. Состояние фабрики-кухни не внушает опасений, но ее облик настолько искажен рекламой, что первоначальный замысел архитектора совершенно не читается. А вот жилой дом ("РЖСКТ им. Арсения") стоит без стекол, и неясно, готовится он к капитальному ремонту или сносу.

Как обычно, советский период отмечен не только новыми зданиями, но и утратами. К сожалению, печальный список потерь рос все это время, не ограничиваясь только разрушением церквей в первые десятилетия советской власти. Одно из самых грустых событий не столь уж давних лет- разрушение водонапорной башни в 1980х годах. Башня - один из знаменитых гиперболоидов, построенных по проекту великого русского инженера Шухова. Как и известная башня в Москве на Шаболовке, шуйская водонапорная башня состояла из металлических прямых элементов, образующих кривую поверхность однополостного гиперболоида. В отличие от московского многоярусного, шуйской гиперболоид был только один, но настолько высокий, что башня, как и колокольня, была видна почти из любой точки города.

Несмотря на потери, Шуя остается цельным, красивым и... весьма интеллигентным городом. Посетив его в праздничные дни нового 2013 года, мы, признаться, были удивлены тем, что на улицах почти не видно пьяных и не слышно мата - только правильная и осмысленная русская речь. Вероятно, наряду с другими обстоятельствами, сказывается отменное качество местной алкогольной продукции. После "Шуйской лесной" материться как-то не приходит в голову.

К сожалению, наш очерк неполон.

Почти весь квартал южнее ул. М.Белова до улицы (не путать с площадью!) Ленина раньше занимала Торговая площадь (ныне площадь Центральная). В центре этой площади пока еще сохранилась Важня - павильон весов, от которого (кроме его основной функции по измерению веса) отсчитывались расстояния до окружающих населенных пунктов. Современное состояние памятника, вопреки названию, неважное, но он безусловно достоин осмотра. Мы очень сожалеем, что не посетили его.

Почти осталась "за кадром" территория древнего кремля, где на площади и улице Союзной (бывшей Дворянской) имеются весьма достойные образцы архитекуры XIX и начала XX веков.

Наконец, мы, не добрались до усадьбы М.А.Павлова рубежа XIX-XX веков (улице 1-я Московская,38, в Заречной части ).

Что ж, есть хороший повод вернуться в этот замечательный город.


Библиография:

ПСРЛ т.13 первая половина VIII Летописный сборник, именуемый патриаршею или никоновскою летописью, спб 1904, стр. 129

Экземплярский А. В., Великие и удельные князья Северной Руси и татарский период с 1238 по 1505, т. 1—2, СПБ, 1889—91

Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Ивановская область. Часть 3. М., 2000

Иллюстрированная карта

(на карте указаны, как правило, точки съемки, а не объекты, изображенные на фото)
Путешественник, въезжающий в Шую со стороны Иванова или прибывающий по железной дороге, оказывается в Заречной части, по сути - на промышленной окраине города. Однако не стоит торопиться дальше в центр, здесь есть что посмотреть. На площади при пересечении Вокзальной и 1й Московской стоит необыкновенно выразительный дом в стиле модерн.
К сожалению, его состояние оставляет желать лучшего, однако пока еще сохранился фрагмент решетки на воротах.
Рядом - наполовину деревянный дом, украшенный изысканой стильной резьбой.
Прогулявшись от перекрестка по 1й Московской на север, можно ознакомится с образцами промышленной архитектуры рубежа XIX -XX веков.
Среди производственных корпусов "кирпичного" стиля обращает на себя внимание водонапорная башня на территории Шуйской прядильной фабрики.
А если чуть пройти по 1-й Московской от перекрестка в противоположном направлении, внимание сразу привлечет неоклассический дом-магазин Кочетковых. Как почти вся шуйская неоклассика, дом в своем облике несет узнавамые черты модерна, что придает постройке выразительность и смягчает известную сухость, обычно присущую "чрезмерно классическим" неоклассическим зданиям. Магазин и поныне функционирует, в нем можно приобрести хорошо известную ценителям продукцию ОАО «Шуйская водка».
Ильинская церковь расположилась у самого моста через Тезу. Храм как будто напутствует тех, кто собрался из Заречья в центр города.
Прогулки по центру естественно выстраиваются вдоль трех линий городской планировки, растянувшихся в широтном направлении. Первая такая линия, тяготеющая к берегам Тезы, не имеет общего названия и состоит из цепочки улиц и площадей: Союзной (Дворянской) улицы на территории древнего кремля, площади Ленина, улицы Малахия Белова и Костромской улицы.

В начале этой цепочки, внутри кремлевских валов, находится довольно много интересных построек, в наш очерк, к сожалению, не вошедших. Большая часть их сгруппирована вокруг Покровской церкви (ракурс на фото не вполне парадный - со стороны пруда за музеем Бальмонта)
Одно из самых нарядных зданий Шуи - бывшая городская управа, ныне - музей им. К.Бальмонта. Он расположен в юго-западном углу площади Ленина, почти сразу за линией бывших городских валов. Прямо за зданием сейчас пруд, вероятно, на месте крепостного рва. Выстроенное первоначально в 1806 году, здание было расширенно в 1904-1905 годах и получило богатый декор в "русском стиле". В музее, кроме родословных древес, представляющих знаменитого поэта во всем многообразии родственных связей, интересна трехмерная реконструкция шуйского кремля, а для любителей биологических диковинок - коллекция яиц всевозможных птиц, включая пингвинов. Имеется также коллекция бабачек, но из-за ремонта, проводимого в здании, осмотреть ее не удалось.
На противоположной от музея Бальмонта стороне площади Ленина, ближе к реке, находится усадьба Посылина - представительное здание в стиле классицизма.
Улица Малахия Белова - пешеходная зона, "шуйский Арбат", по сравнению с московским кажется шире и просторнее. Перемещясь сюда с площади Ленина, мы попадаем из административного центра старой Шуи в центр торговый.
Гостиный двор на улице М.Белова был построен в начале XIX века и состоит из двух корпусов по обе стороны улицы. На фото - северный корпус.
В ряду "сплошной фасады" в конце улицы обращает на себя внимания дом Листратова. Неоклассическая по декору постройка во многом сохранила композиционное черты модерна. Сейчас здесь расположился второй музей города - имени Фрунзе.
От перекрестка с улицей Свердлова открывается во всей красе знаменитая шуйская колокольня.
На Костромской улице, продолжающейся за перекрестком, под номером 13 стоит один из самых интересных домов, выстроенных в стиле модерн - дом Журова (Маклашина). Дом перестроен из более старого, что сказывается в симметриии и достаточно строгом ритме оконных проемов. С улицы только штукатурка стен характерными изогнутыми линиями выдает эстетику модерна.
Однако со стороны бокового фасада можно увидеть вход, вместе с огромным окном обрамленный характерным овалом.
Дальше по Костромской можно добраться до городского парка с интересными скульптурами. Вход в парк охраняют очень добрые и очень сонные львы.
Улица Ленина, вторая из трех параллельных "осей" наших виртуальных прогулок, начинается от "гранд отеля Шуя" и идет на восток, превращаясь затем в шоссе на Палех. На улице немало примечательных зданий. Симпатичный небольшой двухэтажный домик (улица Ленина, 4) соседствует с "гранд-отелем" в самом начале улицы.
Дом и магазин Гундобина (улица Ленина,8) построен в неоклассическом стиле, однако и здесь черты модерна легко читаются в облике здания.
Не останавливаясь более подробно на отдельных постройках, просто покажем одну из перспектив улицы
Третья из обещанных "прогулочных осей" города - улица Советская (бывшая Миллионная). Для разнообразия пройдем ее в обратном направлении - с востока на запад. От пересечения с улицей Свердлова на ней можно увидеть немало интересного.
По четной стороне, у пересечения с улицей Мортирия Соловьева стоит дом А.Носова, памятник классицизма первой трети XIX века.
Чуть не доходя пересечения со Стрелецкой, по нечетной стороне улицы, дом Жинкина - интереснейший образец провинциального модерна.
Расширение у пересечения со Стрелецкой улицей называется сейчас площадью Фрунзе. Ее юго-западная сторона застраивалась в конце XIX века.
А почти напротив усадьбы Жинкина, среди деревьев, расположен памятник совсем другой эпохи - конструктивистский жилой дом РЖСКТ имени Арсения, возведенный в конце 20-х годов XX века. Возможно, по нынешим стандартам дом не вполне удобен - в первоначальном проекте квартиры предусматривались с санузлами, но без ванн. Очень хочется надеятся, что современное состояние памятника связано с предстоящей реконструкцией, а не сносом здания.
За площадью Фрунзе, вдоль Советской улицы тянется длинное здание "кирпичного" стиля. Это бывшая мужская гимназия, где учился знаменитый русский поэт Константин Бальмонт, без ложной скромности заявлявший: "Я - изысканность русской медлительной речи/предо мною другие поэты - предтечи".
Из поперечных улиц, пересекающих линии наших предшествующих виртуальных прогулок, особо нужно отметить улицу Свердлова (бывшуя Ковровскую), переходящую на севере в Зеленую площадь с храмовым комплексом и колокольней. Колокольня очень эффектно замыкает перспективу улицы. Однако имеет смысл иногда посмотреть и по сторонам, особенно в квартале между улицей Ленина и Васильевской. Здесь находится чрезвычайно выразительный дом в стиле модерн, построенный по проекту известного ивановского архитектора А.Ф.Снурилова (Свердлова, 5).
Почти напротив - очаровательный деревянный дом, богато украшенный затейливой резьбой. В доме расположилось местное отделение КПРФ, однако постройка вызывает восхищение независимо от вкусов и политических взглядов
Между улицами Ленина и Малахия Белова до сих пор стоит водонапорная башня, скорее даже не башня, а настоящий храм воды, разукрашеный кирпичным узорочьем. Башня построена по проекту В.О.Шервуда (чем отчасти и объясняется ее необычный и несколько вычурный внешний облик).
Далее к северу улица Свердлова расширяется и превращается в Зеленую площадь, над которой царит краса и гордость Шуи - колокольня Воскресенского собора.
Перед колокольней относительно недавно установлен памятник "погибшим за веру", весьма незаурядная скульптурная композиция. Памятник производит сильное впечатление даже зимой, несмотря на неуместные снежные шапки.
Воскресенский собор был построен в самом конце XVIII века. Он почти скрыл за собой более ранний Никольский собор, стоящий на самой кромке долины Тезы.
Чуть спустившись вдоль подпорной стенки, укрепляющей основание старого Николького собора, внезапно обнаруживаешь, что город исчез. Только река, поля и леса до горизонта...
prevent_small_width
Из Москвы - по Нижегородскому шоссе, затем, через Ковров, на Шую.Наша попытка проехать зимой 2012/2013 года через Суздаль с намерением срезать угол по местной дороге от Лежнева до Шуи не увенчалась успехом. Указатели были на месте, однако за Лежневым началась снежная целина с одиноким следом от УАЗа. Пришлось вернуться и продолжить объездной путь через Иваново. Так что "ковровский" вариант оказался самым быстрым, во всяком случае, зимой.